Как разработать программу дополнительного образования детей

 

Содержание образовательных программ должно соответствовать:

Содержание образовательных программ должно быть направлено

 

       Цели и задачи дополнительных образовательных программ должны обеспечивать обучение, воспитание, развитие детей.

Программа - это нормативная модель совместной деятельности людей, определяющая последовательность действий по достижению поставленной цели.

Классификация образовательных программ

Чаще всего образовательные программы подразделяются на примерные (типовые), модифицированные (адаптированные) и экспериментальные (авторские).

Примерная (типовая) программа рекомендована органом управления образованием по той или иной образовательной области, направлению деятельности. Такая программа ориентирована на достижение обучающимися определенного уровня освоения знаний, умений и навыков. Оно проверяется, как правило, по результатам традиционных форм оценивания: зачетов, экзаменов, контрольных работ и т.п.

В основу модифицированной (адаптированной) программы положена примерная (типовая) программа, которая изменена с учетом особенностей образовательного учреждения, возраста и уровня подготовки обучающихся, режима и временных параметров осуществления деятельности, нестандартности индивидуальных результатов обучения и воспитания. Коррективы вносятся в программу самим педагогом и не затрагивают концептуальных основ организации образовательного процесса, традиционной структуры занятий, присущих исходной программе, которая была взята за основу. Диагностика результатов работы по таким программам связана с демонстрацией достижений обучающихся на отчетных концертах, выставках, соревнованиях, конкурсах, конференциях и т.д. При этом педагоги не отказываются и от количественных показателей знаний, умений и навыков.

Необходимо, чтобы модифицированная программа была обсуждена на методическом совете и утверждена руководителем образовательного учреждения.

Экспериментальная программа разрабатывается педагогом с целью решения какой-либо практической задачи, связанной с преодолением определенных трудностей в образовательном процессе. Она может предполагать изменения в содержании и методах обучения.

На работу по экспериментальной программе должно быть дано разрешение методического совета и руководителя образовательного учреждения. После этого она обязательно проходит апробацию. В случае выявления новизны предложений автора экспериментальная программа может претендовать на статус авторской.

Обязательное условие отнесения образовательной программы к разряду авторских - ее новизна. Она должна быть полностью создана педагогом (или коллективом авторов) и принадлежать ему (им) на правах интеллектуальной собственности. Как правило, эта программа предполагает:

- преподавание нового учебного курса (предмета);

- реализацию собственного подхода педагога к традиционным темам.

При этом название «авторская» требует документального доказательства новизны и принадлежности этой новизны именно данному автору. Для этого претендент на авторство в пояснительной записке к программе должен убедительно показать принципиальные отличия его разработки от подходов других авторов, решающих сходную проблему.

Авторская программа должна быть рекомендована к использованию методическим советом и утверждена руководителем учреждения. Официально статус авторской присваивается программе вышестоящим органом управления образованием. В ряде регионов России разработчикам программ, прошедшим соответствующую экспертизу, выдается сертификат (свидетельство), подтверждающий, что данная программа действительно является авторской и принадлежит разработчику на правах интеллектуальной собственности.

 

  

 

Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей

 

Структура и содержание образовательной программы

1. Титульный лист

2. Пояснительная записка

3. Учебно-тематический план

4. Содержание программы

5. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы

6. Список литературы

 

1. Титульный лист включает:

·         наименование образовательного учреждения;

·         где, когда и кем утверждена дополнительная образовательная программа;

·         название дополнительной образовательной программы;

·         возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа;

·         срок реализации дополнительной образовательной программы;

·         Ф.И.О., должность автора (авторов) дополнительной образовательной программы;

·         название города, населенного пункта;

·         год разработки дополнительной образовательной программы.

 

2. Пояснительная записка

 

3. Учебно-тематический план

дополнительной образовательной программы включает:

Раскрывается последовательность изучения тем предлагаемого курса и количество часов на каждую из них; определяет соотношение учебного времени, отводимого на теоретические и практические занятия.

Педагог имеет право самостоятельно распределять часы по темам в пределах установленного времени. При распределении учебного времени имеет смысл руководствоваться следующими нормами (см. таблицу 1.):

Таблица 1

Продолжительность занятия

Периодичность в неделю

Количество часов в неделю

Количество часов в год

1 час

2 раза

2 раза

72 часа

2 часа

2 раза

4 часа

144 часа

2 часа

3 раза

6 часов

216 часов

3 часа

2 раза

6 часов

216 часов

3 часа

3 раза

9 часов

324 часа

 

Оформлять учебно-тематический план рекомендуется в виде таблицы (см. таблицу 2):

Таблица 2

Наименование разделов и тем

Общее количество учебных часов

В том числе:

теоретических

практических

1.

Название раздела

 

 

 

1.1.

Название темы

 

 

 

1.2.

Название темы

 

 

 

2.

Название раздела

 

 

 

2.1.

Название темы

 

 

 

 

 

 

 

Итого часов:

 

 

 

 

4. Содержание дополнительной образовательной программы

Раскрывается через описание тем (теория и практика). В содержании программы приводится краткое описание разделов и тем. Раскрывать содержание тем следует в порядке их представления в учебно-тематическом плане. Кратко описать тему означает:

- указать ее название;

- перечислить основные содержательные моменты, которые изучаются в рамках данной темы;

- указать, в каких формах организуется образовательный процесс.

Изложение содержания программы ведется в именительном падеже.

Обычно первой темой программ является введение в изучаемый предмет.

 

Методическое обеспечение программы

В этом разделе программы необходимо:

- кратко описать основные способы и формы работы с детьми, которые планируются по каждому разделу – индивидуальные и групповые, практические и теоретические;

- отметить, какие формы занятий планируется использовать (игра, беседа, поход, экскурсия, конкурс, конференция и т.д.);

- описать основные методы организации образовательного процесса;

- перечислить используемые дидактические материалы;

- дать краткую характеристику средств, необходимых для реализации программы (кадровых, материально-технических и прочих). Представить краткий перечень оборудования, инструментов и материалов, необходимых для реализации программы.

- формы подведения итогов по каждой теме или разделу.

 

Список литературы

Необходимо привести два списка литературы. В первый список следует включить источники, которые рекомендуется использовать педагогам для организации образовательного процесса; а во второй – литературу для обучающихся и их родителей.