Как разработать программу дополнительного образования детей
Содержание образовательных программ должно соответствовать:
Содержание образовательных программ должно быть направлено
Цели
и задачи дополнительных образовательных программ должны обеспечивать обучение,
воспитание, развитие детей.
Программа -
это нормативная модель совместной деятельности людей, определяющая
последовательность действий по достижению поставленной цели.
Классификация образовательных программ
Чаще всего образовательные программы подразделяются на примерные (типовые),
модифицированные (адаптированные) и экспериментальные (авторские).
• Примерная (типовая) программа
рекомендована органом управления образованием по той или иной образовательной
области, направлению деятельности. Такая программа ориентирована на достижение
обучающимися определенного уровня освоения знаний, умений и навыков. Оно
проверяется, как правило, по результатам традиционных форм оценивания: зачетов,
экзаменов, контрольных работ и т.п.
•
В основу
модифицированной (адаптированной) программы
положена примерная (типовая) программа, которая изменена с учетом особенностей
образовательного учреждения, возраста и уровня подготовки обучающихся, режима и
временных параметров осуществления деятельности, нестандартности индивидуальных
результатов обучения и воспитания. Коррективы вносятся в программу самим
педагогом и не затрагивают концептуальных основ организации образовательного
процесса, традиционной структуры занятий, присущих исходной программе, которая
была взята за основу. Диагностика результатов работы по таким программам связана
с демонстрацией достижений обучающихся на отчетных концертах, выставках,
соревнованиях, конкурсах, конференциях и т.д. При этом педагоги не отказываются
и от количественных показателей знаний, умений и навыков.
Необходимо, чтобы модифицированная программа была обсуждена на методическом
совете и утверждена руководителем образовательного учреждения.
• Экспериментальная программа
разрабатывается педагогом с целью решения какой-либо практической задачи,
связанной с преодолением определенных трудностей в образовательном процессе. Она
может предполагать изменения в содержании и методах обучения.
На работу по экспериментальной программе должно быть дано разрешение
методического совета и руководителя образовательного учреждения. После этого она
обязательно проходит апробацию. В случае выявления новизны предложений автора
экспериментальная программа может претендовать на статус авторской.
•
Обязательное условие отнесения образовательной программы к разряду
авторских
-
ее новизна. Она должна быть полностью создана педагогом (или коллективом
авторов) и принадлежать ему (им) на правах интеллектуальной собственности. Как
правило, эта программа предполагает:
- преподавание нового учебного курса (предмета);
- реализацию собственного подхода педагога к традиционным темам.
При этом название «авторская»
требует документального доказательства новизны и принадлежности этой новизны
именно данному автору. Для этого претендент на авторство в пояснительной записке
к программе должен убедительно показать принципиальные отличия его разработки от
подходов других авторов, решающих сходную проблему.
Авторская программа должна быть рекомендована к использованию методическим
советом и утверждена руководителем учреждения. Официально
статус авторской
присваивается программе вышестоящим органом управления образованием. В ряде
регионов России разработчикам программ, прошедшим соответствующую экспертизу,
выдается
сертификат
(свидетельство), подтверждающий, что данная программа действительно является
авторской и принадлежит разработчику на правах интеллектуальной собственности.
Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного
образования детей
Структура и содержание образовательной программы
1. Титульный лист
2. Пояснительная записка
3. Учебно-тематический план
4. Содержание программы
5. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы
6. Список литературы
1. Титульный лист
включает:
·
наименование образовательного учреждения;
·
где, когда и кем утверждена дополнительная образовательная программа;
·
название дополнительной образовательной программы;
·
возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа;
·
срок реализации дополнительной образовательной программы;
·
Ф.И.О., должность автора (авторов) дополнительной образовательной программы;
·
название города, населенного пункта;
·
год разработки дополнительной образовательной программы.
2. Пояснительная записка
3. Учебно-тематический план
дополнительной образовательной программы включает:
Раскрывается последовательность изучения тем предлагаемого курса и количество
часов на каждую из них; определяет соотношение учебного времени, отводимого на
теоретические и практические занятия.
Педагог имеет право самостоятельно распределять часы по темам в пределах
установленного времени. При распределении учебного времени имеет смысл
руководствоваться следующими нормами (см. таблицу 1.):
Таблица 1
Продолжительность занятия |
Периодичность в неделю |
Количество часов в неделю |
Количество часов в год |
1 час |
2 раза |
2 раза |
72 часа |
2 часа |
2 раза |
4 часа |
144 часа |
2 часа |
3 раза |
6 часов |
216 часов |
3 часа |
2 раза |
6 часов |
216 часов |
3 часа |
3 раза |
9 часов |
324 часа |
Оформлять учебно-тематический план рекомендуется в виде таблицы (см. таблицу 2):
Таблица 2
№ |
Наименование разделов и тем |
Общее количество учебных часов |
В том числе: |
|
теоретических |
практических |
|||
1. |
Название раздела |
|
|
|
1.1. |
Название темы |
|
|
|
1.2. |
Название темы |
|
|
|
2. |
Название раздела |
|
|
|
2.1. |
Название темы |
|
|
|
… |
… |
|
|
|
|
Итого часов: |
|
|
|
4. Содержание дополнительной образовательной программы
Раскрывается через описание тем (теория и практика). В содержании программы
приводится краткое описание разделов и тем. Раскрывать содержание тем следует в
порядке их представления в учебно-тематическом плане. Кратко описать тему
означает:
- указать ее название;
- перечислить основные содержательные моменты, которые изучаются в рамках данной
темы;
- указать, в каких формах организуется образовательный процесс.
Изложение содержания программы ведется в именительном падеже.
Обычно первой темой программ является введение в изучаемый предмет.
Методическое обеспечение программы
В этом разделе программы необходимо:
- кратко описать основные способы и формы работы с детьми, которые планируются
по каждому разделу – индивидуальные и групповые, практические и теоретические;
- отметить, какие формы занятий планируется использовать (игра, беседа, поход,
экскурсия, конкурс, конференция и т.д.);
- описать основные методы организации образовательного процесса;
- перечислить используемые дидактические материалы;
- дать краткую характеристику средств, необходимых для реализации программы
(кадровых, материально-технических и прочих). Представить краткий перечень
оборудования, инструментов и материалов, необходимых для реализации программы.
- формы подведения итогов по каждой теме или разделу.
Список литературы
Необходимо привести два списка литературы. В первый список следует включить
источники, которые рекомендуется использовать педагогам для организации
образовательного процесса; а во второй – литературу для обучающихся и их
родителей.